Рекомендации родителям
по адаптации учащихся 1 класса к школе
Особенно сложен период адаптации к школе для первоклассника. Обычно он длится от одного до трех месяцев, но бывает, что затягивается и на более долгий срок. У многих детей в это время наблюдаются различные психологические нарушения: некоторые дети шумны, гиперактивны, с учителями ведут себя довольно развязно; другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки. Возможны нарушения сна, аппетита, различные капризы. Все эти изменения связаны с большой нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, так как требования к нему резко увеличиваются. Часто бывает так, что ребенок может прекрасно учиться, быть отличником и, тем не менее, испытывать серьезные нервные срывы, которые выражаются в частых заболеваниях. Первокласснику необходим полноценный отдых с обязательными прогулками на свежем воздухе, регулярный режим питания со всеми витаминами, спокойный 10-часовой сон (достигается фиксированным отходом ко сну).
В первое время для ребенка особенно важна поддержка и заинтересованность родителей. Их задача — помочь адаптироваться к школе.
Если вы увидели, что у вашего первоклассника возникли проблемы, можно обратиться к психологу или психотерапевту. Но для начала хотелось бы дать некоторые общие рекомендации.
Дорога до школы и обратно должна быть ребенку хорошо знакома. Несколько раз прогуляйтесь с ним до школьного здания. По пути обратите его внимание на светофоры, подземные переходы, опасные участки пути. Научите его самостоятельно открывать и закрывать дверь.
Дома в присутствии ребенка называйте учительницу по имени и отчеству. После первого сентября у ребенка будет много новой информации, и он вполне может забыть, как ее зовут.
Каждое утро будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
Не отправляйте утром ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.
Прощайтесь перед школой без наставлений. У ребенка впереди трудный день. Лучше найдите несколько ласковых слов, пожелайте ему удачи.
Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайтесь на не-го с вопросами, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же он чересчур возбужден, если хочет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится — расскажет все сам.
Если ваш ребенок отказывается идти в школу, потому что там ему дали обидное прозвище или его обижают старшие или сильные дети, не говорите ребенку, что «это все пустяки». Проблема нежелания идти в школу из-за страха или обиды гораздо сложнее, чем проблема, возникшая из-за неуспеваемости. Выявить причину и решить ее можете только вы. В спокойной обстановке поговорите с ребенком, разберитесь во всем и решите, что делать дальше. Только не кричите, и не ругайтесь с мамой «врага» или учителем. Если не сможете справиться с ситуацией, обратитесь к психологу. Но не откладывайте визит, надеясь, что все образуется само собой. У ребенка может снизиться самооценка и возникнет неуверенность в себе.
Если учитель чем-то недоволен, выслушайте его замечания, но не торопитесь наказывать ребенка. Разберитесь и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребенка.
После школы должен быть часовой отдых.
Старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...». Порой условия становятся невыполнимыми, не зависят от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
Никогда не сравнивайте ребенка ни с кем другим. Его можно сравнить только с самим собой (не умел, а сейчас — умеешь, не получалось — получилось).
Помните, что ребенок ищет защиты у мамы и папы. Любите своих детей независимо от их успехов и поведения.
Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, разговоры с членами семьи.
Не загружайте новоиспеченного ученика внешкольными занятиями — кружками, секциями. Если ребенок этого не делал до школы, то он может начать заниматься во втором классе.
Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое настроение. Чаще всего это показатели утомления, трудностей в учебе.
Помните, успех адаптации во многом зависит от родителей. Если мама встревожена, не уверена в себе, то эта тревожность и неуверенность передастся ребенку и его самооценка может снизиться. Если в семье существуют проблемы, ссоры, то ребенку будет сложней адаптироваться в социуме, это может отразиться и на успеваемости.
Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, читайте литературу для родителей.