Материалы сайта Министерства внутренних дел РБ
"Борьба с незаконным оборотом наркотиков"
Национальная безопасность и наркомания
«Элегантные» технологии
Уже давно не секрет, что прямая силовая мощь государства не есть показатель его жизнеспособности. В современном мире на смену силовым методам межгосударственной борьбы и войн приходят новые, более изощренные. Они более продвинутые, если так можно выразиться, потому что основаны на глубоких знаниях законов развития общества и государства. Перед ними порой оказываются бессильным оружие в традиционном понимании этого слова, убивающее и калечащее людей, разрушающее и уничтожающее материально-технические объекты цивилизации. Новые методы несилового подрыва государственности основаны на технологии деструктивного воздействия на систему потенциалов государственности как факторов жизнестойкости страны. Это «элегантные» технологии из разряда несиловых воздействий, так называемая «мягкая сила» {Softpower}.
Развязывать войну с СССР не пришлось, однако государство развалилось. Не помогли ракетно-ядерные вооружения. Ведь к началу процесса развала коммунистической системы совокупный военный потенциал Организации Варшавского договора, был даже выше потенциала НАТО. При сопоставлении динамики экономических показателей Советского Союза и США легко убедиться, что и в экономической гонке Советский Союз не проигрывал. Что же тогда? Softpower оказалась сильнее.
Классический алгоритм разрушения государственности представляет исторический опыт Римской империи. Надлом несиловых оснований государственности пришелся на период военного могущества. Первоначально римский организм разложился духовно, и только затем территория империи стала предметом раздела внешними противниками и внутренними сепаратистами. Сравнительный исторический анализ гибели империй позволяет утверждать, что фаза разложения несиловых оснований является универсальным этапом дезинтеграции любой государственности.
По мнению авторов монографии «Новые технологии борьбы с российской государственностью» Якунина В.И., Багдасаряна В.Э и Сулакшина С.С. в современном мире, для поддержания потенциалов государственности важнее ракетно-ядерного потенциала страны стали массовое сознание, демография, информационно-психологическое состояние, культура, наука, образование, воспитание, нравственность, патриотизм. Именно эти сферы сейчас становятся полем битвы, их разрушение ломает государство. Существует точка зрения, что, наркотики являются средством управления общественными процессами, либо средством ведения войны. Ее придерживаются сторонники Концепции Общественной Безопасности, имеющей множество сторонников в России. В данной Концепции наркотики относятся к группе оружия геноцида. Это значит, что действие наркотиков медленнее, чем открытая военная агрессия, но позволяют достигнуть более надежных результатов, по сравнению с обычной войной.
ООН официально назвала наркоманию наряду с ядерной войной и экологической катастрофой одной из трех главных угроз цивилизации. Глобальная комиссия по наркополитике, в состав которой входит Кофи Аннан, бывший Генеральный секретарь ООН, бывшие президенты Мексики, Колумбии и Бразилии констатировала неудачу в борьбе с наркомафией в мире, по сути, объявив войну с наркомафией в мире провальной.
Торговля наркотиками – сегодня один из самых прибыльных бизнесов, существующих в мире. По данным ООН, современные доходы от незаконной торговли наркотиками превышают доходы от продажи нефти и газа во всем мире, они в два раза больше доходов, полученных мировым автомобилестроением.
Наркомания, наркопотребитель, наркопритон, наркорынок, наркобизнес - эти понятия для белорусов перестали быть отвлеченными
Помнятся еще те времена, когда наркомания была для нашего общества хотя и тяжелой, но не своей, а чужой бедой. Теперь это и наша беда. К сожалению, Республика Беларусь в числе стран, где проблема распространения наркотиков набирает темп и обретает угрожающий характер, чему в немалой степени способствует географическое расположение и транзитные возможности нашей страны. Они позволяют участникам международного наркотрафика использовать Республику Беларусь в качестве рынка сбыта психоактивных веществ, а также транзитного канала их контрабандного перемещения. Этому процессу способствует активная интеграция России, Беларуси и Казахстана в рамках Таможенного союза, «стирающая» между ними погранично-таможенные барьеры и соответственно упрощающая транзитное перемещение наркопродукции от северных границ Афганистана, Таджикистана и Китая до восточных границ Евросоюза.
На протяжении последних 10 лет наблюдается устойчивая тенденция к увеличению уровня наркотизации общества. В настоящее время на учете по официальным данным состоит более 15 тысяч наркоманов. Учитывая латентный характер явления, согласно общепризнанным методикам подсчета, в том числе и методике ООН, можно предположить, что количество лиц, употребляющих наркотики, достигло порядка 110 тыс. Исходя их этих данных, при численности населения Республики Беларусь 9 млн. 464 тыс., можно с достаточной долей вероятности предположить, что уровень наркотизации составляет около 1,16 %.
Динамика увеличения количества больных наркоманией в Республике Беларусь составляет 500-700 человек в год. Помимо этого, необходимо учитывать около 3,5 тысяч наркозависимых, находящихся в учреждениях пенитенциарной системы, которые, в случае осуждения к лишению свободы, снимаются с учетов органов здравоохранения. Также ежегодно около 3 тысяч лиц состоят на анонимно-консультативном учете медицинских учреждений в связи с потреблением психоактивных веществ и не включаются в общее число официально зарегистрированных наркозависимых. Однако, есть и более жесткие данные, согласно которым число только "бубочных" опиоидных потребителей в Беларуси составляет 130-150 тысяч человек.
Чтобы понять много это или мало можно эти показатели сравнить с показателями наших ближайших соседей. Так Россия на сегодняшний день является третьей страной в мире по количеству наркоманов (после Ирана и Афганистана). По заявлению директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) России В.П.Иванова, «…несмотря на предпринимаемые правительством меры антинаркотической направленности, уровень наркотизации населения в России близится к критическому». По его данным число наркоманов в России по отношению к общей численности населения колеблется в диапазоне 1,2-1,8 %. Объем социально-экономического ущерба России от наркомании достигает в совокупности 2,5% валового внутреннего продукта. Данную ситуацию В.П.Иванов оценивает как прямую угрозу национальной безопасности.
По заявлению генерал-лейтенанта В. Тимошенко, возглавляющего Государственный комитет по вопросам контроля за оборотом наркотиков, созданного при Кабинете министров Украины, процент наркотизации у них по разным данным колеблется от 1,5 до 2.
Наркомания как вызов для национальной безопасности: мы или они?
Для эффективного обеспечения национальной безопасности нашего государства важно заранее предвидеть появление новых рисков, вызовов и угроз и реагировать на них. Масштабы незаконного распространения наркотиков в Республике Беларусь неуклонно расширяются и к настоящему времени достигли уровня, который может быть определен как вызов национальной безопасности. Учитывая характер негативного влияния данного фактора на население страны, предпочтительно избыточное, нежели недостаточное реагирование. Данный вывод подтверждает информация Всемирной организации здравоохранения. В результате многолетних исследований ВОЗ пришла к выводу, что если доля наркоманов в стране составляет 7 %и более, то в стране наступают необратимые лавинообразные процессы дегенерации населения, разрушение всех социальных структур. Уровень наркотизации населения в 7% - это пороговое значение, за которым государство перестает существовать.
Наркотики и вытекающие из них последствия «бьют» по всем сферам национальной безопасности, которые в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь выделены как основные сферы жизнедеятельности общества. Наркомания ведет к деградации и вырождению нации, нанося тяжелейший удар по генофонду. Сложившаяся ситуация представляет угрозу демографической безопасности страны. Количество потребителей наркотиков увеличивается в основном за счет поражения наркотиками молодежи. Трагедия заключается в том, что наркорелаксация приобретает весьма популярный характер. Ментальность молодых, тех, кто употребляет наркотики, определяется лозунгом - тот, кто не с нами, тот против нас. Наркоман сегодня действует как агитатор, пропагандист, дилер и сбытчик одновременно. Жажда вовлечь своего ближнего в идентичное состояние настолько сильна, что не каждому удается сопротивляться стадному наркотическому чувству.
Увеличивается и количество состоящей на наркологическом учете молодежи. Наркоман не может произвести полноценное потомство. Заботу о таком потомстве берет на себя, как правило, государство. Родители-наркоманы не заинтересованы в возращении себе детей, которые оказавшись в социально опасном положении, изымаются органами опеки. К примеру, комиссией по делам несовершеннолетних администрации Фрунзенского района г. Минска в 2011 г. 13 детей были признаны нуждающимися в государственной защите и были изъяты у родителей-наркоманов, в 2012 г. таких детей было уже 18. Ни один из родителей не изъявил желание вернуть детей.
Распространение наркотиков, наркотизация наносит урон социальной безопасности государства. В результате систематического употребления наркотиков происходит стремительная деградация личности с потерей морально-нравственных качеств. Постепенно у наркомана рушится моральная основа регуляции поведения, формируется наркоманская система координат и наркоманский способ жизни. Человек превращается в социальный труп.Можно представить размер беды, которая приходит в те семьи, где один из родственников наркоман. По подсчетам специалистов от одного наркомана напрямую страдают в среднем 10 человек (члены семьи, соседи). Более того, подсчитано, что 1 наркоман втягивает в употребление наркотиков еще 10 человек. Наркоманы, как правило, страдают социально опасными заболеваниями (СПИД, гепатит, туберкулез). Большинство из наркоманов находится в обществе, т.е. среди нас.
В сфере военной безопасности – мы теряем граждан и так немногочисленного призывного возраста. Научно-технологическая сфера не получает молодых и умных, которые могли бы привнести в нашу экономику новые технологии, делающие наши товары и услуги максимально конкурентноспособными.
Государство затрачивает на противодействие распространению наркотиков, медицинское обслуживание наркоманов значительные ресурсы, отвлекая тем самым средства от решения других проблем. Мы теряем экономически активное население. Наркоманы не возвращают государству потраченные на них средства. Этим наносится ущербэкономической безопасности.
Общественная опасность распространения наркотиков и их злоупотребления заключается в том, что незаконный оборот наркотиков является одной из причин совершения преступлений, чаще имущественных, в том числе и тяжких. Средства, необходимые наркозависимым для приобретения наркотиков, в основном добываются криминальным способом. Запоследние 10 лет мы наблюдаем рост наркопреступлений в соотношении к общей массе криминальных деяний. Только за 9 месяцев 2013 года в Республике Беларусь органами внутренних дел выявлено 3502 наркопреступление, из них 3351 – непосредственно связано с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в т.ч. 872 (25,4%) – со сбытом.
На протяжении последних лет неуклонно увеличивается количество перекрытых каналов поставок наркотиков в республику из-за границы, которых только за январь-сентябрь т.г. выявлено и пресечено 23.
Декрет, жизненно важный для нации
Опыт борьбы с наркоманией показывает, что главенствующую роль в борьбе с незаконным оборотом наркотиков должно играть государство, жестко проводящее в жизнь свою политику противодействия наркомании как угрозе национальной безопасности.
Россия оказалась не готовой к тотальной наркоэкспансии и страну охватил настоящийнаркопожар…
На сегодняшний день самая наболевшая проблема для Республики Беларусь – потребление опия из семян мака. Министерство внутренних дел Республики Беларусь открыто и публично стало бороться с распространением семян мака, но деятельность милиции должна осуществляться в жестком правовом поле. Поэтому МВД инициировало законодательный запрет на их свободное обращение. Было предложено ввести госмонополию на семена, чтобы продавать мак могли только те предприятия, которые занимаются хлебобулочным производством. При этом, все семена планируют направлять на термообработку, чтобы приготовить из них наркотик стало невозможно.
Эти предложения нашли отражение в проекте Декрета Президента Республики Беларусь«О некоторых вопросах государственного регулирования оборота семян мака», который МВД совместно с членами специально созданной рабочей группы подготовило и в апреле сего года он был рассмотрен на заседании Межведомственного Совета по предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табака при Совете Министров Республики Беларусь и получил одобрение. В дальнейшем проект Декрета с учетом замечаний был согласован со всеми заинтересованными государственными органами. Одновременно предварительное одобрение проекта Декрета получено в Государственном Секретариате Совета Безопасности Республики Беларусь.
Однако далее что-то пошло не так, о чем свидетельствует высказывание Министра внутренних дел Игоря Шуневича: "Кому-то не нравятся наши предложения, кому-то не по нраву санкции, которые мы предлагаем. А народ продолжает употреблять и умирать от этого".
Последние «следы» жизненно важного для нации проекта Декрета теряются в Национальном Центре законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. Представляется, что данное ведомство, где в настоящее время «притормозился» столь важный документ, отдает себе отчет в его особой важности для судьбы нашей страны. Решение по данному вопросу относится к категории стратегических.
Вместо предложенной в редакции Декрета конфискации у виновных всех семян мака и транспортного средства, которое использовалось для перевозки и хранения, там предлагают конфисковывать лишь тот незначительный объем семян, который является предметом сделки, либо иным предметом административного правонарушения. Из изъятия исключается основной объем семян мака, который и губит население, превращая наркоманию в массовое явление в нашей стране. Вот и все, вот такие "юридические заморочки".
Понятно, что ведомство – это конкретные люди. Может они заигрались в демократию, а может предприниматели у нас только и делают, что торгуют маком. Может именно они и помогут нам реализовать важнейшие стратегические национальные интересы, такие как устойчивое экономическое развитие и высокая конкурентоспособность белорусской экономики; достижение высокого уровня и качества жизни граждан. {Читай Концепцию национальной безопасности Республики Беларусь, Глава 2.}. А может они просто не выходят из своих ведомств на улицы, не бывают в подъездах наших многоэтажных домов. А может еще много чего может…
А пока Закон не позволяет осуществлять уничтожение сырьевой и финансовой составляющей наркопреступлений, фактическая безнаказанность наркосбытчиков провоцирует дальнейшее распространение наркотиков по нашей стране.
Смею предположить судьбу дальнейших инициатив МВД об ужесточении санкций за незаконный ввоз наркотиков и психотропов с территории стран Таможеннного союза, об усилении уголовной ответственности за сбыт наркотиков несовершеннолетнему лицу, об введении административной ответственности за употребление наркотиков.
Кстати, в Греции, Франции, Финляндии, Швеции за употребление наркотиков предусмотрена уголовная ответственность. Эти страны за демократию не ругают.
Согласно исследованиям, концепция разрушения государства «мягкой силы» как правило, рассчитана на отложенный результат. Однако эффект от этой технологии более длительный, сохраняется в течение длительного времени, а результат – по сути беспроигрышный.
Кто победит в битве за Декрет – честные милиционеры, чиновники, депутаты, небезразличные врачи, прокуроры, судьи, учителя и преподаватели, потерявшие надежду родители, наконец, простые люди с активной гражданской позицией, выступающие за пресечение наркотической угрозы для нации или кто-то другой? Тогда возникает вопрос – кто он и что это за «Softpower», которые опробуют на нас? Но ведь они могут так незаметно, элегантно разрушить наше государство!
Кандидат политических наук,
профессор Российской Академии военных наук
доцент кафедры теории и практики государственного управления
Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Веруш А.И.