Информация для родителей и выпускников 2022 года
с 1 марта 2022 года подготовка специалистов, рабочих, служащих на условиях целевой подготовки осуществляется с учетом норм подпункта 1.39 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании, т.е. целевая подготовка за счет республиканского и (или) местных бюджетов в дневной форме получения образования не ограничивается численностью населения населенных пунктов, на территории которых расположены организации образования. Право заключать целевые договоры с выпускниками предоставлено в том числе отделам образования (образования, спорта и туризма) горисполкомов и администраций районов городов.
В соответствии с поручением Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2021 № 05/209-33/801р с 2022 года увеличивается количество мест для приема на условиях целевой подготовки специалистов с высшим образованием (количество мест для получения высшего образования на условиях целевой подготовки специалистов по педагогическим специальностям установлено до 40% от контрольных цифр приема).
Целевая подготовка специалистов с высшим образованием по педагогическим специальностям в 2022 году осуществляется с учетом отбора мотивированных выпускников на конкурсной основе. Особое внимание уделяется подготовке специалистов по дефицитным педагогическим специальностям (математика, физика, физическая культура, информатика и др.)
Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 «О правилах приема лиц для получения высшего образования І ступени и среднего специального образования” (подготовлена новая редакция Указа Президента Республики Беларусь от 27.01.2022 № 23) определено, что лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) педагогической направленности учреждений общего среднего образования при поступлении на педагогические специальности зачисляются без вступительных испытаний по результатам собеседования, проводимого учреждением высшего образования, при условии последующей обязательной работы по распределению после получения высшего образования в дневной форме за счет средств бюджета не менее 5 лет. При этом выпускники профильных классов (групп) педагогической направленности должны иметь в документе об образовании отметки не ниже 7 (семи) баллов по всем учебным предметам и отметки не ниже 8 (восьми) баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний, при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования, а также рекомендацию педагогического совета учреждения образования, которое они закончили.
Справочно. Указ Президента Республики Беларусь от 27.01.2022 № 23. Пункт 23. Без вступительных испытаний, за исключением лиц, поступающих в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, в порядке перечисления зачисляются:
►лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) педагогической направленности учреждений общего среднего образования и учреждений среднего специального образования (при наличии в документе об образовании отметок не ниже 8 (восьми) баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний, отметок не ниже 7 (семи) баллов по всем остальным учебным предметам, при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили, и по результатам собеседования, проводимого УВО в порядке, устанавливаемом Министерством образования), при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования, и при условии последующей обязательной работы по распределению не менее пяти лет после получения высшего образования в дневной форме за счет средств бюджета;
►лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) спортивно-педагогической направленности учреждений общего среднего образования (при наличии в документе об образовании отметок не ниже 8 (восьми) баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний, отметок не ниже 7 (семи) баллов по всем остальным учебным предметам, при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили, и по результатам собеседования, проводимого УВО в порядке, устанавливаемом Министерством спорта и туризма по согласованию с Министерством образования), при поступлении на специальности направления образования «Физическая культура и спорт» и при условии последующей обязательной работы по распределению не менее пяти лет после получения высшего образования в дневной форме за счет средств бюджета.
Обращаем Ваше внимание на обязанности молодого специалиста отработать у заказчика обязательный срок работы согласно целевому договору.
Для поступления на условиях целевой подготовки данные выпускники должны иметь сертификаты по результатам централизованного тестирования по учебным предметам.
Выбирая профессию - выбираем будущее!
Есть два способа выбирать профессию. Один – метод «проб и ошибок», когда ищешь вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдешь ту единственную профессию, которая будет приносить тебе не только средства для достойной жизни, но и радость от самого процесса работы. На это может уйти большая часть жизни. Да и то, если повезет. Ведь профессий – десятки тысяч.
Возможен другой путь: изучить прежде всего самого себя – свои интересы, склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы – словом, все то, что делает каждого человека единственным и неповторимым. Затем ознакомиться с миром профессий, узнать требования профессии к человеку – и соотнести их со своими особенностями. Только тогда выбор будет точным и осмысленным.
Планируя свою профессиональную карьеру, выдели следующие моменты:
1. Главная цель (кем хочу стать, чего достичь, каким хочу быть).
2. Цепочка ближних и дальних целей.
3. Пути и средства достижения ближних целей.
4. Внешние условия достижения целей.
5. Внутренние условия достижения целей.
6. Запасные варианты и пути их достижения.
Ни в коем случае не стоит:
1. Выбирать профессию только потому, что ваши друзья выбрали такую же. То, что подходит друзьям, может не подойти Вам.
2. Выбирать профессию по внешнему впечатлению о ней, не учитывая то, чем должен заниматься специалист на рабочем месте.
3. Ориентироваться на мнение случайных людей.
4. Переоценивать или недооценивать свои возможности.
5. Выбирать профессию исключительно из-за её престижности в обществе в данный момент. Престижность – это мода, которая, как известно, очень изменчива.
6. Игнорировать Ваше состояние здоровья. Иногда даже нарушения зрения и слуха – это противопоказания для выбора профессии.
На сайте управления образования Гродненского облисполкома:
размещён перечень профессий и специальностей учреждений профессионально-технического образования Гродненской области, также полезную информацию о выборе профессии можно найти на сайте Гродненского областного центра профессиональной ориентации молодёжи