Профилактика педофилии среди учащихся.
Сексуальное насилие как причина серьёзного жизненного кризиса
Сексуальное насилие над детьми — одна из самых страшных и табуированных тем.
В последние годы участились случаи сексуального насилия над детьми, использование их в эротических и порнографических видео-, фото– и киносъемках.
Дети и подростки – это наибольшая группа риска по совершению сексуальных преступлений, что доказывает необходимость проведения профилактической работы с несовершеннолетними со школьного возраста, а также с родителями.
Для достижения эффективных результатов профилактической работы по данной теме одна из важнейших задач – повышение компетентности специалистов, работающих с детьми. На практике оказывается, что специалисты не всегда готовы решать сложнейшие задачи, ориентированные на работу с жертвами сексуального насилия и их семьями.
Факторы риска.
Жертвой сексуального насилия может стать любой ребенок. Однако большинство детей становятся жертвами сексуальных преступлений не случайно. Основными группами риска среди несовершеннолетних, которые с большой вероятностью могут стать жертвами такого рода преступлений, являются:
1.Социально незащищенные дети – безнадзорные и беспризорные, дети из неблагополучных семей, не имеющие должного контроля со стороны взрослых, лишенные любви и понимания близких, они в первую очередь привлекают внимание злоумышленников.
2.Дети из очень обеспеченных семей – зачастую оба родителя в таких семьях сильно заняты на работе и не уделяют должного внимания детям, компенсируя им это деньгами на карманные расходы, покупкой дорогих игрушек, и т.д. Такие дети сильно страдают от недостатка родительского внимания и легко попадают под негативное влияние «заботливых и участливых» взрослых (в том числе имеющих педофильные наклонности).
3.Дети, много времени проводящие в сети Интернет – тоже попадают в группу риска. По статистике каждый четвертый ребенок в возрасте от 10 до 15 лет подвергался сексуальным домогательствам в Интернете.
4.Дети, с раннего возраста работающие в модельных агентствах – как правило, сексуальным домогательствам могут подвергаться девочки 11 – 15 лет, работающие в сфере модельного бизнеса при условии отсутствия должного контроля со стороны родителей.
5.Дети, плохо поддающиеся социальной адаптации – обширная группа, в нее входят дети, которым по разным причинам сложно выстраивать социальные отношения в группах сверстников (классе, школе). Такой ребенок часто психологически задавлен, как родителями, так и сверстниками, и в случае сексуального посягательства не сможет рассказать кому - либо о случившемся. Он считает себя изгоем, и считает, что если он расскажет кому - то о таком постыдном факте, родители совсем перестанут его любить, а сверстники окончательно перестанут с ним общаться, и он станет объектом насмешек.
6. При совершении половых преступлений особое значение приобретает поведение жертвы. В ряде случаев потенциальная жертва своим поведением формирует ситуацию, в которой повышается вероятность причинения ей вреда.
Выделяют следующие типы виктимного поведения детей и подростков:
1) Пассивно-подчиняемый (вариантами которых являются пассивно-оборонительное и пассивно-безучастное поведение); при первом варианте потерпевшие предпринимают робкие попытки противостоять посягателю, высказывают отрицательное отношение к происходящему, однако, активного сопротивления не оказывают; при втором варианте поведение потерпевших носит абсолютно пассивный характер и проявляется в полном подчинении, вплоть до безучастности к происходящему, отсутствии высказываний и просьб.
2) Псевдопровоцирующий тип — внешне напоминает провоцирующее поведение взрослых женщин и, характеризуется активным стремлением к взаимодействию с потенциальным преступником, проявлением интереса к вопросам сексуального характера, а иногда и прямым поощрением сексуальной активности, совместным употреблением алкогольных напитков и эйфоризирующих средств.
3) Неустойчивый тип — характеризуется крайней изменчивостью, отсутствием четкой линии поведения, противоречивостью действий и высказываний, сменой периодов пассивно-подчиняемого, псевдопровоцирующего и активно-оборонительного поведения. Таким образом, виктимное поведение малолетних и несовершеннолетних является многофакторным феноменом, который заключается в нарушении произвольной регуляции поведения и реализации неэффективных стратегий в ситуациях сексуальных посягательств, что способствует превращению жертвы из потенциальной в реальную.
На что обратить внимание.
Существует ряд симптомов и признаков сексуального насилия. К ним относятся:
Поведенческие \психосоциальные симптомы и реакции
Характеристика поведенческих симптомов в этом случае достаточно многовариантна и может не создавать целостной картины доказательства сексуального насилия. Но у многих детей симптоматика проявляется следующим образом: тревога, гнев, проблемы с концентрациeй внимания в школе, сексуализированное поведение и психосоматические расстройства.
Признаки, характерные для определенной возрастной группы могут быть так же актуальны для других возрастных групп. Симптомы и расстройства, упомянутые для различных возрастных групп, могут проявиться и без какой-либо связи с возможным сексуальным насилием.
Признаки возможного сексуального насилия (возрастная группа 6-12 лет):
1. Создают впечатление, что у них нет желания жить, проявляют склонность к суициду.
2. Поглощённость воспоминаниями о случившемся.
3. Навязчивые мысли о пережитом событии.
4. Забота о собственной безопасности и безопасности окружающих.
5. Необычно агрессивное или безрассудное поведение.
6. Сильное чувство стыда и вины.
7. Дистанцируются от других детей.
8. Имеют проблемы с мимикой, пассивны и расстроены.
9. Проявляют агрессию или гиперактивность.
10. Имеют низкие способности к обучению (от отсутствия концентрации внимания до создания впечатления умственной отсталости).
11. Могут иметь непредсказуемое поведение, слышать голоса, имеют длительные периоды поведенческого отсутствия, раздвоение личности, фантазии — таким образом ребенок диссоциируется.
12. Проблемы с гигиеной, например, отказ принимать душ, игнорирование персональной гигиены или, наоборот, стремление к гиперчистоте.
13. Неправильное понимание своей гендерной роли, например, девочки, подвергшиеся сексуальному насилию, могут вести себя, как мальчики, или наоборот, демонстрировать гиперфеминизм, часто чересчур преувеличенно.
14. Сексуализированное поведение.
Важными последствиями сексуального насилия являются:
• нарушение физических и эмоциональных границ, в результате которого травматический опыт в дальнейшем воспроизводится в течение жизни;
• нарушение отношений с собственным телом, которое включает не только изменение позитивного отношения к нему, но и искажение телесной экспрессии, стиля движений;
• «сексуализация поведения» – постоянная готовность быть сексуальным объектом, формирование сексуально окрашенного поведения, которое воспринимается как необходимое;
• общие поведенческие проблемы и поведенческие расстройства на сексуальной почве (мастурбация, повышенный интерес к сексуальным вопросам и демонстрация собственных гениталий, агрессивное сексуальное поведение, неразборчивость в сексуальных связях и др.);
• формирование модели: «любовь всегда связана с жертвой, болью», нарушение способности строить долгосрочные партнерские отношения;
• выработка защитной «стратегии выживания» в виде диссоциации личности, расщеплении образа «Я»: отчуждение от собственного тела, восприятия
тела как чужого («то, что происходит с телом, – это происходит не со мной»), ощущение беспомощности;
• нарушения «Я-концепции»: восприятие себя как плохого (стигматизация), чувство вины, депрессия;
• употребление психоактивных веществ;
• пограничные личностные расстройства;
• страх;
• тревожность;
• враждебность;
• проблемы в учебе;
• гиперактивность;
• регрессивное поведение;
• самоповреждения, суицидальное поведение;
• истерические симптомы;
• депрессия;
• низкая самооценка.
Рекомендации педагогам по работе с родителями, дети которых подвергались насилию и жестокому обращению.
Работа с родителями должна строиться в зависимости от роли, которую каждый из них играл при совершении насилия над ребенком:
- невиновный родитель – не участвовал прямо в насилии, не знал о насилии;
- неспособный защитить – знал или мог предвидеть, что ребенок подвергается жестокому обращению, но оказался неспособным проявить заботу о безопасности ребенка;
- виновный родитель – жестоко обращался с ребенком.
Задачи работы с невиновным родителем: предоставить возможность эмоционально отреагировать на произошедшее; мобилизовать внутренние ресурсы для дальнейшей помощи себе и ребенку.
Задачи работы с виновными и неспособными защитить родителями: выявить мотивы поведения родителей; обучить эффективным родительским навыкам; помочь родителям осознать собственный травматический опыт, связанный с насилием; мотивировать на лечение от зависимостей, если они имеются; выявить психические расстройства и обеспечить доступ к психиатрической помощи.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагоги могут проводить профилактику случаев насилия и жестокого отношения с детьми, обсуждая в рамках тематических классных часов и бесед, совместных занятий для детей и их родителей. А так же в рамках родительских собраний проводить работу с родителями.
Для всех параллелей разработаны беседы и классные часы:
для учащихся 7-9 лет «Встреча с незнакомцем»,
для учащихся 9-12 лет «Границы неприкосновенности»
для девушек 13-16 лет «Границы неприкосновенности».