Внимание, родители!
Уважаемые родители!
В связи с эпидемиологической ситуацией, предлагаем Вам принять участие в заседании родительского клуба "Сотрудничество" в дистанционной форме.
Просим ознакомиться с информацией и выполнить ряд упражнений, подготовленных педагогом-психологом школы Петровой Ольгой Алексеевной.
Интерактивное занятие педагога-психолога (в дистанционной форме)
с родителями «Любить или воспитывать?»
(в рамках работы родительского клуба «Сотрудничество»)
Приветствие. Сообщение темы и целей занятия
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о ваших детях, о том, какую роль в воспитании играет семья и школа, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Один известный политик высказал в телепередаче свою точку зрения о значении семьи: «Если в мире происходят катастрофы, войны, неурядицы, человечество это вынесет на своих плечах, но если в семье – ссоры, непонимание, ненависть – это трагедия для всех в семье, которая скажется в жизни каждого, особенно детей».
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами, поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие нормальной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Упражнение «Снежинка»
Уважаемые родители, предложите всем членам своей семьи вырезать снежинки и сравните их. Вы убедитесь, что одинаковых снежинок нет. Также и наши дети все разные, даже в семье, и к каждому нужен индивидуальный подход.
Самое главное для ребенка – чтобы его любили.
Но любовь эта должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».
Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:
Любовь умиления
Любовь деспотическая
Любовь откупа
Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания. Свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность неразумной родительской любви –деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.
Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг видится родителям лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь?
Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Семья – это разновозрастной коллектив, членом которого ребёнок становится с первого дня своего существования. Собственно ребёнок и делает мужа и жену семьёй. Ребёнок испытывает влияние семьи на протяжении многих лет, если не всю свою жизнь. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за всё, что происходит в семье: они делят между собой и радость, и горе каждого члена семьи.
Практическое задание родителям «Загибаем лист»
Уважаемые родители, возьмите, пожалуйста, листик бумаги. Все из Вас когда-нибудь ругали своих детей невыдержанно, злобно. Так вот, загибайте лист бумаги и при этом, вспоминайте, что-то негативное (неприятное), сказанное в адрес ребенка. Затем начинайте разгибать лист обратно и с каждым «отгибанием» вспоминайте то хорошее, что вы говорили детям.
Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним. Ничего не проходит бесследно!
Ещё одно упражнение «В лучах родительского солнца».
Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и нарисуйте круг. Далее напишите внутри него своё имя, теперь от этого круга (Вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая себе на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?». Например, Вы пишете на одном лучике «Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами», на другом – «Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него», на третьем – «Я добрая» и т.п. Порассуждайте над получившимся у Вас «солнышком». Легко ли Вам было подписывать лучики?
Просмотр видеосюжетов…
Родительская Любовь: за что вы Любите Ребенка?
Что если дети будут себя вести так же, как взрослые?
Подведение итогов
Для того чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития – двенадцать.
Даже в самой благополучной семье должна существовать система эффективных наказаний: запрет прогулок, отказ от дорогих подарков, отказ от пользования телефоном. Ребёнок должен знать, что проступки не будут безнаказанны, иначе у него не будет никаких понятий о дисциплине. Но одновременно с этим родительская власть не должна превращаться в «самодурство». Взрослый человек должен уметь управлять не только ребёнком, но и самим собой, а это гораздо сложнее. Взрослый, вырабатывая систему наказаний, обязан оставаться толерантным, терпимым и человечным. Только в этом случае, отношения «отцы и дети» останутся здоровыми, сохранят свою целостность и доверительность. Никакие физические наказания не могут эффективно воздействовать долгое время, постепенно они становятся разрушителем детской психики и только травмируют ребёнка.
Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не вкратце,
Дайте дождиком умыться,
Дайте, как цветку раскрыться.
Не травите детство спором,
Не нудите разговором,
Не давите злом и страхом,
Не бросайте слов с размаху.
Душу детскую щадите,
Пуще глаза берегите,
Зря за шалость не корите
Ни родитель, ни учитель.
Развивая детский разум,
Не влезайте в дебри сразу.
Детства дни не торопите,
Детству солнце подарите.
Дайте детству наиграться,
Насмеяться, наскакаться,
Дайте радостно проснуться,
Дайте в ласку окунуться.
Дайте детству удержаться,
Дайте верой надышаться,
Дайте в рост ему подняться,
Дайте детству состояться!
Спасибо за внимание!
Будем благодарны за обратную связь: оригинальные рисунки или фото получившихся солнышек по итогам выполнения задания «В лучах родительского солнца» можно передать классному руководителю, либо выслать на электронный адрес педагога-психолога школы Петровой Ольги Алексеевны olga_petrova_07_11@mail.ru,
либо в сообщения на аккаунт школы в Инстаграмме.
<iframe frameborder="0" height="542" marginheight="0" marginwidth="0" src="https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScBz1ooHgi-NFTm5hFKdNpvHrtPy_MG5xXtS0VvO9cAcgpdmQ/viewform?embedded=true" width="640">Загрузка…</iframe>