Анализ работы Школы молодого учителя
за 2020/2021 учебный год
Ежегодно в учреждения образования приходят молодые педагоги. Вчерашние студенты, безусловно, имеют высокую теоретическую подготовку по преподаваемому учебному предмету, знания в области педагогики и психологии, однако формирование и развитие личности учителя, его становление, совершенствование профессионального мастерства происходит непосредственно в практической деятельности. Необходимым условием успешной адаптации молодых специалистов является создание в учреждении образования условий для формирования профессионально значимых качеств личности начинающего педагога, его методических умений и навыков, развития профессионального мышления. Школа молодого учителя (далее Школа) предоставляет молодым педагогам возможность для продуктивного общения, совместного поиска решений возникающих проблем, обмена опытом. Деятельность Школы направлена на формирование профессиональных компетенций у молодых педагогов, развитие творчества, инициативы специалистов учреждения образования.
Работа Школы молодого учителя в 2020/2021 учебном году строилась на диагностической основе. В начале учебного года была проведена оперативная диагностика проблем, с которыми столкнулись молодые педагоги в начале своего профессионального пути. Анализ выявленных проблем позволил сформулировать методическую тему Школы молодого учителя: «Профессиональные знания и умения учителя – залог творчества и успеха учащихся», определить тематику ее заседаний.
В 2020/2021 учебном году Школа молодого учителя работала с целью создания оптимальных условий для профессионального роста и совершенствования методической подготовки начинающих педагогов с учетом их личностных особенностей, способностей, интересов, потребностей.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- провести диагностику успешности работы молодого учителя, используя анкеты, анализ посещённых уроков;
- повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
- развивать творческий потенциал молодых педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности;
- проследить динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;
- повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательного процесса в школе;
- создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодых педагогов.
Всего в 2020/2021 учебном году в Школе работали 6 молодых специалистов:
Понимаш Н.О., учитель английского языка,
Басяченко Н.В., учитель физической культуры,
Макарец А.В., учитель физической культуры,
Кашубина Е.П., учитель английского языка,
Шабалина М.В., учитель русского языка и литературы,
Корнилович Е.Ю., учитель математики.
Особенностью данного методического формирования являлось отсутствие у его участников стажа педагогической деятельности и квалификационных категорий (возраст – до 25 лет). Это свидетельствует о том, что у молодых педагогов отсутствуют стереотипы в подходах к организации педагогической деятельности, а это, в свою очередь, способствует тому, что они открыты новым идеям, новым подходам к обучению и воспитанию.
Работа с молодыми специалистами началась с проведения заседания, на котором были закреплены наставники, утверждены индивидуальные планы работы наставников и молодых специалистов, а также были определены темы самообразования молодых специалистов, проведена консультация «Анализ собственной педагогической деятельности» с целью оказания квалифицированной методической организована работа Школы молодого учителя. Был составлен план работы Школы молодого, в который были включены теоретические занятия по следующим вопросам: ведение школьной документации, постановка задач урока, календарно-тематического планирования, соблюдение на уроке санитарно-гигиенических требований к обучению школьников, самоанализ урока, методические требования к современному уроку, к работе с учащимися, родителями, ошибки начинающего педагога, полезные сайты. С целью оказания помощи в освоении и внедрении современных технологий проводились консультации и беседы.
В течение учебного года молодые специалисты посещали уроки своих коллег, мастер – классы, знакомились с традициями школы. За молодыми учителями были закреплены опытные педагоги:
Миллер Е. А.,
Голованова М.А.,
Жук Д.В.,
Луценко М.Я.(после второй четверти была закреплена наставником за Басяченко Н.В., т.к. Жук Д.В. уволилась),
Куратник К.Л.,
Кошар И. А.,
Филонова Е.В.
Работу координировала руководитель Школы молодого учителя Козел М. Ч.
В учебном году было проведено пять заседаний Школы.
Занятие ШМУ № 1 проходило в августе в форме семинара-практикума по теме: «Дидактические основы моделирования современного учебного занятия». Руководитель ШМУ Козел М. Ч. и завуч Железинская С. В. провели знакомство с нормативно-правовой документацией.
Для решения проблемных вопросов по ведущим потребностям начинающих специалистов в учебном процессе и содействие их разрешению было проведено
Занятие ШМУ № 2 по теме: «Практикум по разработке тематических поурочных планов».
На занятии ШМУ № 3 опытный педагог Миллер Е. А. выступила по теме «Работа с детьми с высоким и низким уровнем учебной мотивациина уроках английского языка».
Занятие ШМУ № 4 проходило с 12 - 23 апреля 2021 г. в форме методической недели Школы молодого учителя, в которой приняли участие учителя-наставники и молодые педагоги. Мероприятие состояло из 3-х этапов:
1-й этап: Психологический тренинг «От молодого специалиста к успешному педагогу», где обсуждался вопрос о том, как организовать работу молодому специалисту, чтобы стать успешным педагогом.
2-й этап: Проведение зачетных уроков молодыми специалистами и мастер-классов учителей-наставников. Были даны высокие оценки этим урокам, также отмечено мастерство как опытного учителя, так и профессиональный рост молодого педагога.
3-й этап: Посвящение в учителя. Оно проходило в форме праздника, где молодые учителя проявили свое творчество и эрудицию, а также дали клятву в верности своей профессии.
Методическая неделя Школы молодого учителя
№ п/п |
Дата |
Класс |
Кабинет |
Тема |
Учитель |
|
30.04.2021 |
кафе |
Посвящение в учителя |
Учителя-предметники |
|
|
12.04.2021-23.04.2021 |
библиотека |
Выставка новинок методической литературы на тему “Опыт – в помощь молодому педагогу |
Библиотекарь |
|
|
12.04.2021 |
V «Б» |
210 |
Апавяданне Г. Далідовіча “Страта”: урокі дзяцінства. |
Козел М.Ч. |
|
15.04.2021 |
VI |
205 |
Окончание как часть слова. Нулевое и материально выраженное окончание. |
Кошар И.А. |
|
16.04.2021 |
X «Б» |
Спортивный зал |
Футбол. Техника тактической связки. Учебные игры. |
Куратник К.Л. |
|
23.04.2021 |
III«Б» |
209 |
Времена года и погода. |
Миллер Е.А. |
|
28.04.2021 |
II «Б» |
Спортивный зал |
Физические упражнения. |
Луценко М.Я. |
|
14.04.2021 |
V «Б» |
215 |
Животные и птицы на разных континентах. |
Голованова М.А. |
|
19.04.2021 |
IV«Б» |
107 |
Школьные предметы. |
Кашубина Е.П. |
|
19.04.2021 |
IV«Д» |
Спортивный зал |
Строевые упражнения. |
Басяченко Н.В. |
|
19.04.2021 |
IV«В» |
Спортивный зал |
Метание малого мяча на точность. |
Макарец А.В. |
|
21.04.2021 |
VIII«Б» |
310 |
Кино. |
Понимаш Н.О. |
|
20.04.2021 |
VIII«Г» |
309 |
Обобщение изученного материала по теме «Квадратичная функция и ее свойства». |
Корнилович Е.Ю. |
|
22.04.2021 |
V «А» |
211 |
Правописание ь (мягкого знака) после шипящих. |
Шабалина М.Ю. |
|
23.04.2021 |
Психологический тренинг тренинг «От молодого специалиста к успешному педагогу» |
Педагог-психолог |
Открытые уроки показали, что молодые учителя с методикой преподавания предметов знакомы в полном объеме, владеют методикой построения современного урока, на уроках применяются различные формы и методы работы, активизирующие учащихся для восприятия учебного материала. На каждом уроке был создан положительный эмоциональный фон в классе. На уроках чаще всего использовались следующие образовательные технологии: предметно-ориентированные технологии, технологии личностно-ориентированного обучения, диалоговые технологии, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии. Контрольно-оценочная деятельность учителем чаще всего осуществлялась через устный опрос и письменные работы. Поэтому следует отметить, что такая система оценивания отнюдь не способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, подчас навязанным самому обучаемому. Чтобы оценка способствовала развитию внутренних мотивов, она должна превратиться из внешнего фактора оценивания учебной деятельности, во внутренний фактор познавательной деятельности самого ученика. А это возможно только с развитием навыков оценочной деятельности у самих учащихся. Эта работа, в свою очередь, сложна тем, что придется преодолевать сложившиеся стереотипы мышления, проводить разъяснительную работу среди детей и родителей.
Таким образом, в следующем учебном году целесообразно при проведении учебных занятий обратить внимание на самооценку ученика.Это наиважнейшая задача на современном уроке – учить ребенка самооценке.
Занятие ШМУ № 5. В рамках этого занятия проводились творческие отчеты молодого учителя, диагностика молодых педагогов, обсуждение плана работы на 2021/2022 учебный год.
Занятия Школы проходили в основном в форме семинаров-практикумов, семинаров-тренингов и имели практическую направленность.
Итоговая рефлексия, проводимая на каждом занятии, свидетельствовала о высокой удовлетворенности участников результатами собственной работы, об эмоцианальной вовлеченности в процесс совместного обсуждения проблем; выявила их живой интерес и желание активно работать.
Для начинающих педагогов были подготовлены практические рекомендации по организации образовательного процесса, выстраиванию профессиональной деятельности, рекомендации психолога по сохранению психического здоровья, организации продуктивного общения с учащимися, коллегами и родителями.
Диагностика затруднений и потребностей начинающих педагогов учреждения образования, проведенная в мае 2020/2021 г., показала, что работа в Школе способствовала успешной адаптации, профессиональному и личностному росту. Молодых специалистов вполне устраивала атмосфера взаимопомощи и сотрудничества, которая была создана на пртяжении учебного года в методическом формировании. С положительной стороны они оценили желание и умение руководителя Школы передать свой богатый опыт практической работы по организации образовательного процесса, в частности, по формированию у учащихся мотивации достижения успеха, организации работы с родителями учащихся.
Молодые учителя отметили, что не в полной мере за год ликвидировали пробелы в организации работы с семьей. Это обусловлено не только несформированными методическими приемами, сколько отсутствием жизненного опыта у молодых педагогов. В этой связи незаменимую роль будет играть наставничество.
Наиболее активны в реализации профессиональных возможностей были:
Кашубина Екатерина Павловна: выступление на заседании педагогического совета школы по теме «Алгоритм оценивания уч-ся на уроках английского языка», участие в районном фестивале иностранного языка (заочно), диплом 1 ст. в номинации «Я - оратор».
Макарец Алексей Викторович: участие в соревнованиях «Кожаный мяч»,диплом I степени (район), «Настольный теннис», диплом III степени (соревнования микрорайона), «Ориентирование» (участие), «Баскетбол» (районное соревнование», диплом V степени). В рамках Недели физической культуры и здоровья было проведено мероприятие для I –II классов «Триста талантов для королевы».
Шабалина Маргарита Юрьевна: участие в городском конкурсе «Лишь слову жизнь дана» (эссе «Мы то, что мы читаем»). В рамках Недели были проведены игры: «Счастливый случай» в V «А», «Г» и «Самый умный» в VIII «Г».
Надо отметить, что молодые учителя участвовали в семинаре-практикуме (в дистанционной форме) «Возможности технологий дистанционного обучения для создания электронных учебных курсов», где были освещены следующие вопросы: типы контрольных мероприятий в системе Moodle: задания, компьютерные тесты; организация опросов и проверки знаний при помощи Google-форм, анализ результатов и т.д.
Также молодые учителя участвовалив дистанционном семинаре-практикуме «Использование возможностей сервисов Google для организации удаленной работы с обучающимися в учреждениях образования». В ходе семинара были освещены следующие вопросы: организация опросов и проверки знаний при помощи Google-форм, анализ результатов; форматы сохранения презентаций, конвертация в видеоформат, публикация видеоролика на видеохостингеYouTube; создание блога с использованием сервиса Bloggerи т. д.
Задачи, поставленные в 2020/2021 учебном году, выполнены.
Таким образом, работа Школы молодого учителя создает условия для привлечения молодых специалистов к активному включению в учебно-воспитательный процесс школы, помогает в освоении новых педагогических технологий, приобщает к работе по самообразованию, учит планировать и оценивать результаты своей профессиональной деятельности.
Задачи на следующий учебный год:
- работать над повышением компетентности молодых педагогов в вопросах развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках;
- направить работу на изучение и практическое применение эффективных методов работы с учащимися с разным уровнем мотивации; обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся на протяжении всего урока.
Руководитель ШМУ М. Ч. Козел